Вообще-то сегодня эта страничка – не кулинарная, хотя закончилось все, конечно, хинкали. Но о них – позже, в следующий раз. Так случилось, что в Тбилиси из Батуми мы вернулись в канун празднования Рождества Пресвятой Богородицы. И так совпало (совпало – потому что не планировали специально ничего такого), что весь следующий день, то есть собственно день Рождества, 21 сентября, у нас был посвящен храмам.
Начну, впрочем, все же со съестного. По дороге в Тбилиси наш автобус сделал вынужденную остановку в деревне Сурами: маленькую девочку укачало. Воспользовавшись этим, мы купили назуки – эти лепешки с медом необычного красновато-коричневого цвета продавали на протяжении всей дороги вдоль деревни. Как нам пояснили наши грузинские попутчики, такие лепешки выпекают только здесь, в Сурами. И потом, уже в Тбилиси, праздничный вкус этой медовой лепешки как-то очень органично вошел в тему Рождества Пресвятой Богородицы.
День 21 сентября начался с неожиданного знакомства. На небольшой улочке, напротив мастерской по ремонту обуви встретили женщину по имени Елизавета Минина. Она родилась и выросла в Тбилиси, сейчас живет в Москве, очень набожна, организует паломнические туры по Грузии, возит паломников в том числе в те места, где туристы бывают нечасто: в Сванетию, например. «Эта мастерская была здесь всегда, я ее с детства помню, — указывая на вывеску «Ремонт обуви», говорила Елизавета. - Еще моя бабушка носила сюда обувь чинить. Когда обувь была уж совсем никуда не годная, сапожник говорил: „Это давно надо было продать!“ С той поры у нас в семье, как только что-то уже не подлежит ремонту, говорят: это давно надо было продать!»
Она, собственно, и напомнила нам о великом церковном празднике. Пригласила присоединиться к группе, но у нас были свои планы.
По Метехскому мосту или, как его правильно называют, Мосту 100 тысяч мучеников, мимо памятника основателю Тбилиси Вахтангу Горгасали мы прошли к храму Метехи. Несколько слов о названии моста. В начале 13 века хорезмийцы захватили Тбилиси и надругались над христианами. Из Сионского храма вынесли иконы Спасителя и Богородицы, уложили посреди моста через Куру (другое название этой реки – Мтквари) и заставили горожан пройти по мосту, попирая ногами святыни. Отказавшимся отрубали головы. Ни один православный грузин не согласился на кощунство. Мучеников, поплатившихся головой за веру, было 100 тысяч. В память о них и назван мост. Ежегодно 13 ноября в Тбилиси отмечают день памяти 100 тысяч мучеников.
Ну а дальше, как я уже написал, весь день оказался посвящен храмам. Об этом лучше расскажут фотографии.
Эта церковь в старом районе Тбилиси под названием Авлабари разрушена, возможно, землетрясением. Глядя на это настенное «творчество», невозможно не вспомнить строчки из Высоцкого: «В общественном парижском туалете есть надписи на русском языке».
Храм Метехи (Успенская церковь).
Мцхета – древняя столица Грузии. Побывать здесь не просто стоит, а нужно обязательно. Мы приезжали сюда дважды, сначала с провожатым Робом Авадяевым, второй раз самостоятельно. Важно: чтобы попасть во Мцхету, ни в коем случае не нужно брать такси, только зря потратитесь. Нужно доехать на метро до станции Дидуба, выйти к автовокзалу, взять в кассе билет за 1 лари, сесть в маршрутку — и минут через 15 после того, как она тронется, вы окажетесь на месте. Обратно — так же просто: выходите на центральную улицу, останавливаете маршрутку, следующую в Тбилиси, и за те же деньги в 1 лари доезжаете до автовокзала. Только на всякий случай спросите — точно ли эта маршрутка следует в Тбилиси? Мы едва не сели на неправильный маршрут, но юноша, который стоял рядом с нами, предупредил: «Не Тбилиси!» О готовности жителей Грузии помочь, подсказать, направить, посоветовать я еще не раз вспомню.
Во Мцхете находится храм Светицховели. Название храма переводится как «Животворящий Столп», с ним связана легенда, пересказывать которую я не стану: ее легко найти в интернете. Удивительно, что в большинстве действующих культовых сооружений, в которые мы заходили в Грузии, не запрещено фотографировать. То есть таблички с перечеркнутой фотокамерой, конечно, висят, но чаще всего это простая формальность. Исключения бывают, но нечасто. Снимали, конечно, и мы.
Из Мцхеты хорошо виден на горе Армази древний монастырь Джвари (монастырь Креста) – к нему мы и едем. Правда, осмотреть эту древнюю святыню удалось только снаружи: вход внутрь оказался закрыт.
А вот это и есть описанное Лермонтовым место, где «сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры».
На сегодня все, в следующий раз – хинкали и не только они. Другие фотографии смотрите на странице блога «Книга путешествий».
Я поняла, что точного рецепта назуки у Вас нет, но хотя бы опишите — что они из себя представляют более точно! Мёд снаружи, или внутри? Запечены они в тандыре? Само тесто мягкое, или хрустящее?